Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А. Астафьева, а затем и рассказ главного библиотекаря Ольги Александровны Трофимовой о видах кукол-оберегов: кукле Берегине, кукле Зерновушке, кукле Счастье, Пеленашке, Лихоманке, Бессоннице, кукле-закрутке. Ребята узнали, почему обереговая кукла безлика, почему она бесшовная, почему куклу называют «красной девицей». Сделать куклу-оберег оказалось не очень просто, но ребята постарались справиться с этим самостоятельно с минимальной помощью библиотекарей.
Куклы-обереги из ткани и ниток: мастер-класс, как сделать своими руками
Куклы-обереги — хранительницы домашнего очага, известные на территории России со времен древних славян. Рассказываем, какими были эти куклы раньше и как их смастерить сегодня. Наши предки верили: куклы-обереги обладают магическими свойствами. Чаще всего их использовали для защиты жилища и детей, а также для заботы о здоровье и благополучии всей семьи.
Народная славянская тряпичная кукла — кувадка — первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. Кувадки становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.
186 | В изобилии современных игрушек кукла занимает важное место, помогая ребёнку осознавать роль человека в социуме, семье. | |
500 | Анна Половникова Детский мастер-класс «Кукла-оберег «Кувадка». Давным-давно на Руси была такая присказка : «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит , во все стороны глядит». | |
469 | Интересный обзор славянских кукол-оберегов сегодня для вас подготовила наш педагог Ляляскина Наталья Александровна. В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. |
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки грудь, длинная коса , безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь — напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства.